В 1987 году Правительством СССР по согласованию с монгольскими властями было принято решение о поэтапном выводе группировки советских войск (39 армии) с территории Монголии.
Государственно значимое решение, как и многие военно-политические шаги тех лет, было принято внезапно для военной стороны, в том числе для руководства Забайкальского военного округа.
Группировка войск в Монголии представляла собой крупный войсковой организм, по сути дела треть всего округа, его лицо и гордость. Семь дивизий (включая авиационные) и более 200 частей, сложнейшая инфраструктура, десятки тысяч человеческих судеб. Командовали 39 армией: генерал-лейтенанты Ю.И. Момотов, В.Т. Шевцов, В.С. Третьяков, Л.С. Майоров.
В столице Улан-Баторе находился крупный гарнизон советских войск. В бескрайних монгольских степях- десятки военных гарнизонов, аэродромов, баз, складов, жилья, продуктопроводов и даже 4 бассейна. Все лучшее в ЗабВО находилось именно там – в пустыне Гоби, степях кочевников. Создавалось это строителями на голом месте. Взять 51-ю танковую дивизию. Она дислоцировалась в местечке Улан-Орхон на берегу живописнейшей реки. Здесь имелись прекрасные условия для занятия боевой подготовкой, современная парковая зона с технологическими линиями, отличный танкодром, где были созданы идеальные условия для тренировки танковых экипажей в горно-пустынной местности. В городке офицеры, прапорщики и члены их семей, гражданский персонал не испытывали трудностей: школа, гарнизонный Дом офицеров, гостиница, бытовой комбинат, современные жилые дома. Семьи не знали особых жилищно-бытовых проблем, которые имелись в других гарнизонах на территории округа. Загвоздка в одном- до ближайшей железнодорожной ветки расстояние более ста километров. Подвоз материальных средств только на автомобильном транспорте. Можно представить те крупные затраты, в которые обходилось государству содержание подобного гарнизона. А таких городков было, в бескрайней Монголии несколько десятков.
В короткие сроки были осуществлены планирование передислокации и размещения выводимых войск на новых местах, мероприятия по морально-психологической адаптации военнослужащих и членов их семей, определены ответственные, созданы оперативные группы, были выделены необходимые силы и средства.
К моменту вывода группировка 39-й армии состояла из следующих основных соединений и частей:
- 2 -я гвардейская Тацинская краснознаменная ордена Суворова танковая дивизия (Чойболсан), выведена в Мирную, Безречную.
- 12 -я Амурская мотострелковая дивизия (Боганур), выведена на станцию Дивизионная.
- 41 -я мотострелковая дивизия (Чойр), выведена на станцию Шерловая Гора.
- 51 -я танковая дивизия (Булган (Улан-Орхон), выведена в Наушки.
- 91 -я Мелитопольская Краснознаменная мотострелковая дивизия (Мандал-Гоби), выведена в Нижнеудинск.
- 149 -я Урало – Хинганская Краснознаменная мотострелковая дивизия (Эрденет).
- 20 -я разведывательная бригада (Арбай-Харе);
- 25 -я разведывательная бригада;
- 2065 -й отдельный батальон ОсНаз (Сейн-Шанд);
- 46 -я бригада материального обеспечения (Улан-Батор);
- 195 -й отдельный полк связи;
- 904 -й отдельный десантно-штурмовой батальон;
- 255 -й отдельный радиорелейнокабельный батальон;
- 77 -й отдельный батальон РЭБ;
- 70 -я зенитно-ракетная бригада;
- 71 -я радиотехническая бригада;
- 27 -й инженерно-саперный полк;
- 373 -й отдельный вертолетный полк;
- 313 -й понтонно-мостовой полк;
- 622 -й отдельный ремонтно-восстановительный батальон;
- 203 -й отдельный разведывательный артдивизион;
Части ВВС:
- 68 - й отдельный транспортно-боевой вертолетный полк (Налайха);
- 29 - я Амурская истребительно- бомбардировочная авиационная дивизия (Улан-Батор);
- 43 -й Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова истребильно- бомбардировочный авиационный полк (Чойболсан);
- 266 -й иап (Налайха);
- 246 -я иад (Чойр).
Началом вывода наших войск с территории Монголии можно считать передислокацию 91-й мотострелковой дивизии в Нижнеудинск Иркутской области. Летом 1987 года командиру дивизии генерал-майору В. Суслову была поставлена задача на вывод. От штаба 29 армии ответственным был назначен заместитель начальника штаба генерал-майор С.К. Лопухов. Общее руководство было возложено на генерал-лейтенанта В.М. Семенова. От строительного управления за обустройство дивизии отвечал заместитель начальника строительного управления полковник В.И. Попов.
На месте будущей дислокации имелось всего 30 свободных квартир. Предстояло отстроить военный городок. Трудились круглосуточно. В рекордные сроки – за 27 суток воздвигалась «коробка» шестидесятиквартирного дома.
Пять таких домов для 91-й дивизии были сданы в эксплуатацию. Без большой помпы и лишней рекламы. Из двух сборно-щитовых казарм соорудили общежитие для молодых семей офицеров и прапорщиков. Квартирная проблема этого гарнизона была решена в кратчайшие сроки.
51-ю танковую дивизию, которой командовал генерал-майор В.Н. Лепихов, предстояло передислоцировать в исключительно сложное для обустройства место. Обилие сопок, узкая площадка для ведения земляных работ, неудобный рельеф местности создавали дополнительные трудности. Для сокращения сроков строительства решили воспользоваться сборно-металлическими хранилищами, которые вывезли с территории Монголии. Полковник В.Попов, подполковники В.Кузнецов, А. Просвиряков вместе с представителями воинских частей руководили работами на участках. Проектную документацию составил майор В. Момонов. Командование округа учло опыт мотострелков. Строительство площадок открытого хранения стало оптимальным, а еще- образцовым для данной местности.
Руководству округа и 39-й армии, благодаря инициативе, самоотверженной работе личного состава на местах удалось отстроить в короткие сроки хорошую базу для выводимых войск в Забайкалье.
Что же оставили в Монголии? Жить в шикарных домах 101-й серии было некому. Ни людей, ни денег для поддержания жилых городков в рабочем состоянии у монголов нет. Среди монгольских и российских предпринимателей нашлись покупатели на некоторые военные городки в столице Улан-Баторе и гарнизоне Маньт. Все остальное было передано монгольской стороне безвозмездно. В 19 гарнизонах – 181 военный городок, 65 тысяч зданий и сооружений, из них 358 жилых домов, 110 общежитий, 124 столовых, 528 казарм, 71 солдатский клуб, 22 школы. Кроме того, передано 7 военных аэродромов с постройками обслуживания и обеспечения.
СП «Улан-Баторская железная дорога» тоже не упускала своих шансов. Перевозку грузов в Россию, мы оплачивали не в рублях – в швейцарских франках, 850 франков за один вагон.
В каждом соединении были созданы экологические группы. Им придавалась инженерная, автомобильная и другая техника, при помощи которой производилась рекультивация земель, ликвидировались последствия жизнедеятельности войск в течение длительного времени пребывания на монгольской земле. Только после подписания акта «экологи» считали свою работу законченной. К 1990 году управление 39 армии было расформировано и создана группа боевого управления.
Основные этапы вывода: 1987 год – 91-я мсд, 1989 год -51-я тд, 1990 год- 41-я и 2 тд, 1991 год- 12 мсд. В эти же сроки выведены части армейского комплекта. Численность выводимых войск составила 79960 военнослужащих, передислоцировано 26247 единиц боевой техники и вооружения.
Мощнейшая группировка не за десятилетия, как это спланировали американцы в Европе, а с 1987 по 1992 год была полностью передислоцирована и размещена на территории нашей страны.
Войска ушли. Добрососедство России и Монголии, боевое содружество двух армии осталось