Начало формированию 16-й Воздушной Армии было положено приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 августа 1942 года и возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации П. С. Степанова и заместителя командующего 8-й воздушной армии генерал-майора авиации С. И. Руденко. Управление 16-й воздушной Армии было сформировано к 15 августа и в начале размещалось в городе Сталинград. Процесс формирования 16-й ВА продолжался до 4 сентября 1942 г.

К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии — 220-я и 228-я.

    В 220-ю иад входили 43-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 657-й иап, вооружённые истребителями Як-1, позже вошёл ещё 291-й иап на ЛаГГ-3.
    В состав 228-й шад входили 688-й, 694-й, 783-й и позднее 285-й шап, на самолётах Ил-2.

Одновременно из резерва Ставки в 16-ю воздушную армию прибыли ещё две авиадивизии:

    283-я иад в составе 431-го, 520-го, 563-го и позднее 812-го иап на самолётах Як-1
    291-я сад, которая состояла из 243-го и 245-го шап на самолётах Ил-2 и 30-го бап на бомбардировщиках Пе-2; позднее этот полк был заменён 313-м шап.

После вхождения в состав дивизии 954-го шап, она стала именоваться штурмовой.

К началу сентября в 16-й воздушной армии также имелись 598-й и 970-й лбап на самолётах По-2. В последующем они стали ночными.

Всего к 4 сентября в составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолёта: 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 лёгкий бомбардировщик.

28 сентября 1942 года командующим воздушной армией был назначен генерал-майор авиации (впоследствии маршал авиации) Сергей Игнатьевич Руденко.

С момента создания и до последнего дня войны 16-я воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский, Донской, Центральный, Белорусский и 1-й Белорусский фронт.

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская, Орловско-Курская, Севская, Гомельско-Речицкая, Калинковичско-Мозырская, Рогачевская, Бобруйская, Норвская, Пражская, Варшавско-Познаньская, Померанская, Берлинская.

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен. Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5 700 самолётов, из них 859 на земле, 3 536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага

2 сентября 1942 года 16-я ВА была включена в состав Сталинградского фронта. 4 сентября 1942 года генерал Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й ВА в составе войск Сталинградского фронта. На тот момент в составе армии было 152 исправных самолёта, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 лёгкий бомбардировщик.

Боевые действия воздушной армии начались силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й шад и 220-й иад. Остальные авиасоединения и части вводились в бой позднее (291-я шад — 05.09.1942, 283-я иад — 08.09.1942 и полки ночников — 10—12 сентября 1942 года). С 28 сентября 1942 года Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный — Сталинградским. В конце октября 1942 года начальником штаба армии был назначен генерал-майор авиации Михаил Макарович Косых.
Политинформация в 434-м истребительном авиаполку. В первом ряду слева направо: Герои Советского Союза старший лейтенант И. Ф. Голубин, капитан В. П. Бабков, лейтенант Н. А. Карначенок (посмертно), стоит комиссар полка батальонный комиссар В. Г. Стрельмащук. Июль 1942 г.

За октябрь — ноябрь 1942 года боевой состав армии увеличился — было увеличено число самолётов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолёта вместо 20, а в каждом звене — две пары вместо трёх самолётов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

К 19 ноября 1942 года в составе армии было 342 самолёта (из них исправных 249), в том числе 103 штурмовика, 125 истребителей, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолётов связи. В начале декабря 1942 г. на должность заместителя командующего ВА прибыл полковник И. К. Самохин.

В конце ноября в состав 16-й воздушной армии вошёл 2-й бомбардировочный авиационный корпус (бак), которым командовал генерал-майор авиации И. Л. Туркель. Авиакорпус состоял из двух бомбардировочных авиадивизий (бад), вооружённых самолётами Пе-2: 223-й — под командованием полковника Л. Н. Юзеева и 285-й — во главе с Героем Советского Союза полковником В. А. Сандаловым. Авиакорпус имел 122 исправных самолёта.

На 10.01.1943 года в боевом составе воздушной армии было 215 истребителей, 103 штурмовика, 105 дневных и 87 ночных бомбардировщиков и 15 разведчиков, а также 75 самолётов связи и транспортных. Всего в ВА насчитывалось 600 самолётов и 488 боеготовых экипажей.

Всего за период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолётовылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия — 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов — 4 116, на удары по аэродромам и их блокирование — 3 087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолётов — 4 262, на воздушную разведку — 2 402, на перехват самолётов и «свободную охоту» — 1 508. За пять месяцев лётчики провели 820 воздушных боёв и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолёта противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Было уничтожено и выведено из строя свыше 800 танков и бронемашин, до 500 артиллерийских орудий, более 6000 автомашин и много другой боевой техники, а также живой силы противника.

В феврале 1943 года решением Ставки ВГК был образован Центральный фронт во главе с генералом армии К. К. Рокоссовским, и 16-я ВА вошла в состав Центрального фронта. В апреле 1943 года начальником штаба 16-й воздушной армии был назначен полковник Пётр Игнатьевич Брайко. Заместителем командующего ВА назначен генерал-майор авиации М. М. Косых.

После передислокации на Центральный фронт и пополнения ВА в течение марта-апреля 1943 года действовала по железнодорожным узлам орловского направления, по дорогам, идущим к фронту, резервам, а также по войскам противника на поле боя, прикрывала боевые порядки своих войск и коммуникации от налётов вражеской авиации, вела воздушную разведку. В мае 1943 года участвовала в воздушной операции по уничтожению немецкой авиации на аэродромах

05.07.1943 насчитывалось 1 052 исправных боевых самолёта, в том числе 260 дневных и 74 ночных бомбардировщика, 241 штурмовик, 455 истребителей, 22 разведчика и корректировщика. В каждой авиадивизии было по 75 — 95 исправных самолётов (в 299-й шад было до 150 самолётов). Боеготовых экипажей в армии было 1 028. В этот день начались ожесточённые бои на Курско-Орловском направлении.

Авиасоединения 16-й ВА за период оборонительных боёв с 05. по 12.07.1943 произвели около 7 600 боевых вылетов, оказали большую помощь войскам в срыве вражеского наступления и во взаимодействии с соседними воздушными армиями завоевали господство в воздухе. За это время лётчики армии провели 380 воздушных боёв, в которых сбили 517 самолётов противника. Сброшено около 20 тыс. фугасных и осколочных бомб, более 23 тыс. противотанковых бомб, около 4 тыс. реактивных снарядов.

В соответствии с решением командующего войсками фронта командарм 16-й ВА на период контрнаступления поставил авиасоединениям следующие задачи:

    бомбоштурмовыми ударами уничтожать живую силу и боевую технику противника на поле боя и в глубине обороны. Эта задача возлагалась на бомбардировщиков 241-й и 301-й бад (3-й бак), прикрываемых истребителями 6-го иак, и на бомбардировщиков 221-й бад (6-й сак), обеспечиваемых 282-й иад (6-й сак), а также на штурмовиков 2-й гв. шад и 299-й шад, прикрываемых истребителями 283-й и 286-й иад. Ночью эту задачу надлежало выполнять силами 271-й нбад;
    прикрыть боевые порядки наступающих войск истребителями 6-го иак (в состав корпуса входила и 1-я гв. иад);
    вести разведку силами 16-го одрап и эскадрильями 283-й и 286-й иад.

Всего за три дня контрнаступления с 15 по 17.07.1943 армией было выполнено 4 478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка. За эти дни немецкие войска были отброшены на рубежи, которые они занимали до 05.07.1943.

За период с 13.07. по 15.08.1943 года авиасоединения армии произвели свыше 22 000 боевых самолётовылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и действия по железнодорожным перевозкам противника — свыше 13 800, на прикрытие своих войск — до 2 000, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков — около 4 200 и на разведку — до 2 000 вылетов. В 425 воздушных боях было сбито до 400 вражеских самолётов. В результате бомбардировочных и штурмовых ударов противник потерял большое количество танков, автомашин и орудий, а также несколько тысяч солдат и офицеров.

В боевом составе 16-й ВА к 26.08.1943, к началу операции по освобождению Левобережной Украины было 740 самолётов, в том числе 183 дневных и 130 ночных бомбардировщиков, 150 штурмовиков, 263 истребителя и 14 разведчиков.

3-му танковому и 7-му механизированному корпусам было придано по одному штурмовому авиаполку от 2-й гв. шад и 299-й шад. Представители этих полков с радиостанциями были направлены в штабы корпусов, где детально отрабатывались все остальные вопросы взаимодействия. Прикрытие войск на главном (Новгород-Северском) направлении было возложено на 6-й ИАК.

26.08.1943 войска левого крыла Центрального фронта перешли в наступление. В первый день наступления 16-я ВА произвела 1 540 самолётовылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск противника — 963. 27 и 28 августа авиасоединения армии сосредоточенными и эшелонированными ударами штурмовиков и бомбардировщиков непосредственно перед наступавшими войсками фронта и в глубине расположения противника уничтожали его живую силу и боевую технику, а также препятствовали переброскам резервов к фронту. Авиасоединения армии в эти дни оказали ощутимую поддержку советским войскам. С 20 по 31 августа лётчики 16-й ВА выполнили 6 153 самолёто-вылета, провели 48 воздушных боёв и сбили 53 самолёта противника.

С 01.09.1943 главные усилия 16-й ВА были сосредоточены на прикрытии наступавших войск Центрального фронта и содействии им бомбоштурмовыми ударами, особенно при форсировании рек Десна, Сейм и Днепр, уничтожении переправ и ведении разведки.

За период с 16 августа по 15 октября 1943 года авиасоединениями 16-й ВА произведено 20 000 самолётовылетов, проведено 350 воздушных боёв, сбито 336 самолётов. Наши потери были значительно меньше. Бомбардировочными и штурмовыми ударами авиации уничтожено и повреждено до 160 танков, 19 самолётов, 3 тысячи автомашин, свыше 770 орудий и миномётов, уничтожено свыше 13 тысяч солдат и офицеров противника.
Белоруссия
Колонна 9-й немецкой армии, разгромленная ударом ВВС РККА неподалёку от Бобруйска.

С 15.10.1943 16-я ВА, поддерживая войска фронта, сосредоточенными ударами бомбардировщиков и штурмовиков уничтожала живую силу, огневые средства и опорные пункты противника при прорыве его обороны и форсировании рек. В промежутках между ударами небольшими группами действовали штурмовики, сопровождая советские подвижные войска, введённые в прорыв. Истребители прикрывали войска на поле боя, своих бомбардировщиков и штурмовиков, объекты войскового тыла и, в первую очередь, переправы через Днепр и Сож, а также вели разведку противника.

20.10.1943 решением Ставки Центральный фронт был переименован в Белорусский. За период боевых действий с 15 октября по 31.12.1943 года 16-я ВА выполнила около 14 800 боевых самолётовылетов и провела 270 воздушных боёв, уничтожив 198 самолётов противника. Потери нашей авиации были значительно меньше.

Всего за январь — март 1944 года авиасоединениями 16-й ВА было выполнено 11 400 боевых самолётовылетов, проведено 250 воздушных боёв и сбито 200 самолётов противника. Наши потери были значительно меньше и, главным образом, от огня МЗА противника. 17.02.1944 директивой Ставки Белорусский фронт был переименован в 1-й Белорусский.
Бобруйско-Варшавское направление

К середине апреля 1944 года в авиадивизиях армии оставалось по 40 — 60 самолётов. Всего в 16-й ВА было 658 боевых самолётов. В связи с тем, что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нём войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я ВА 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. П. Полынин, в апреле 1944 года вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й ВА. При подготовке к наступлению (апрель — июнь 1944 года) авиачастями ВА было произведено до 48 000 небоевых самолётовылетов, из них около 27 000 учебно-тренировочных. В этот период ВА произвела 4 538 боевых самолётовылетов и бомбоштурмовыми ударами нанесла противнику немалый ущерб в живой силе и боевой технике. В 84 воздушных боях было сбито 68 самолётов противника.

24.06.1944 в 16-й ВА насчитывалось 2 319 исправных боевых самолётов, из них 331 дневной и 149 ночных бомбардировщиков, 661 штурмовик, 1 108 истребителей, 70 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей было 1 846. На левом крыле фронта в 6-й ВА было 321 самолёт и 248 боеготовых экипажей. Обе армии имели превосходство в численности над авиацией противника. В течение 24.06.1944 авиачасти 16-й ВА совершили 3 191 боевой самолётовылет, из них на бомбардировку и штурмовку — 1 846 вылетов, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков — 860, на прикрытие войск — 264, на воздушную разведку — 102, на «свободную охоту» — 99 и бомбардировку аэродрома — 20 самолёто-вылетов. За день было уничтожено и повреждено 6 танков, 382 автомашины, 2 аэростата, 94 орудия и миномёта, взорвано 7 складов. В 42 воздушных боях было сбито 20 самолётов противника. Наша авиация имела потери в основном от огня зенитных средств противника.

Вечером 27.06.1944 16-я ВА нанесла сокрушительный удар по окружённой юго-восточнее Бобруйска группировке немецких войск, чем предрешила исход всей операции. Всего по окружённым войскам противника и технике в течение 90 мин. авиацией было сброшено 1 127 фугасных авиабомб калибром 100 и 50 кг, 4 897 осколочных — калибром 25, 10 и 8 кг, 5 326 противотанковых бомб и выпущено 572 реактивных снаряда, 27 880 пушечных снарядов и 45 440 пулемётных патронов. В котле юго-восточнее Бобруйска было уничтожено и повреждено до 150 танков и штурмовых орудий, около 1 000 орудий разного калибра, до 60 00 автомашин, до 300 тягачей и 3 000 повозок; уничтожено более 1 000 солдат и офицеров и до 1 500 лошадей; рассеяно около 5 500 солдат и офицеров. На месте разгрома противника осталось много трофеев. Сосредоточенный удар авиации силами 526 самолётов обошёлся без каких-либо потерь.

За 28 — 30.06.1944 года 16-я ВА совершила 1 683 самолётовылета, в том числе в интересах войск соседнего 2-го Белорусского фронта — около 650 вылетов. В результате бомбоштурмовых ударов противник потерял большое количество боевой техники, автомашин и живой силы. В 29 воздушных боях был сбит 21 самолёт противника. Действия авиации ослабляли сопротивление деморализованного противника, срывали его отход, создавали условия для быстрейшего продвижения подвижных частей фронта и препятствовали попыткам врага закрепиться на промежуточных рубежах.

С 24.06 по 04.07.1944 года авиачасти ВА на Бобруйском направлении совершили 13 784 боевых самолётовылета, провели 141 воздушный бой, сбив при этом 95 самолётов противника. Бомбоштурмовыми ударами противнику были нанесены большие потери.
Освобождение западных районов Белоруссии и восточной части Польши

Наступавшие войска 1-го Белорусского фронта поддерживали все силы 16-й ВА, но их количество на Барановичском направлении в июле 1944 года значительно уменьшилось, так как часть подразделений армии перебазировались на аэродромы южнее Полесья для содействия войскам левого крыла 1-го Белорусского фронта и вошли в состав 6-й ВА, а 196-я шад с 12.07.1944 была выведена в резерв армии. Для поддержки и прикрытия войск правого крыла фронта на 18 июля осталось около 770 боеготовых экипажей.

В течение 5 — 10 июля 1944 года авиасоединения 16-й ВА, взаимодействуя с войсками 65-й и 28-й армий и конно-механизированной группой, продолжали преследовать отходившего противника и бомбоштурмовыми ударами расчищали полосу наступления войск фронта.

28.07.1944 советские войска овладели городом Брест. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось, что в этих боях вместе с войсками отличились и лётчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-майоров авиации Дзусова и Комарова, полковников Татанашвили, Рыбакова и Виноградова. Личному составу этих авиасоединений объявлялась благодарность. В период с 28 по 31 июля 1944 года, содействуя войскам фронта, 16-я ВА уничтожала группировку противника западнее и северо-западнее Бреста.

Завершив разгром Брестской группировки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта завязали бои на подступах к Варшаве, а войска левого крыла вышли к Висле. Таким образом, они полностью перенесли свои действия на территорию Польши и приступили вместе с войсками соседних фронтов к освобождению Польши.

В ходе наступления от Жлобина до Варшавы авиачастям 16-й ВА пришлось многократно перебазироваться. Так, в июле истребители перебазировались 7 — 8 раз, штурмовики — 5 — 6, ночные бомбардировщики — 8, дневные бомбардировщики 3 — 4 раза. Соответственно перебрасывались и тыловые части. Для сохранения непрерывности действий авиации перебазирование обычно производила одна половина авиасоединения. Другая в это время продолжала боевые действия с прежних аэродромов.

За июль 1944 года воздушная армия, для поддержки наступавших войск правого крыла фронт, а выполнила 6 638 боевых самолётовылетов. В 140 воздушных боях противник потерял 115 и на аэродромах 11 самолётов. Боевые потери воздушной армии происходили преимущественно от огня зенитной артиллерии.
Бои за плацдармы и помощь повстанцам Варшавы

В 16-й ВА в августе 1944 года насчитывалось до 1 250 самолётов. К 29.07.1944 войска 69-й армии, наступавшие на левом крыле фронта, овладели на Висле плацдармом в районе Пулавы. В районе Магнушева форсирование Вислы началось 1 августа 1944 года силами 8-й гвардейской армии. Для её поддержки были выделены 6-й шак, 6-й иак, 13-й иак и 271-я нбад. В период с 1 до 14 августа 1944 года в районе Магнушевского плацдарма лётчики часто завязывали воздушные бои с крупными группами самолётов противника и, несмотря на его численное превосходство, одерживали победы, проявляя при этом решительность и мужество.

В боях над Вислой выявились недостатки в управлении истребителями над полем боя: запаздывало наращивание сил в бою, а в некоторых случаях отдельные группы самолётов противника проникали в районы расположения наших войск. По указанию командарма 16-й ВА в 3 — 5 км от переднего края были организованы засады истребителей, а непосредственно у линии фронта создано несколько пунктов управления, где находились командиры авиасоединений с радио- и радиолокационными станциями. Эти мероприятия дали нужные результаты. Значительно изменилась в нашу пользу воздушная обстановка с 14.08.1944, когда закончилось перебазирование авиации и наладилось её обеспечение горючим. Авиасоединения активизировали свои действия, противник стал нести большие потери, нужная помощь войскам фронта возросла.
Военное мемориальное кладбище в Варшаве, где похоронены погибшие лётчики 16-й воздушной армии.

За август 16-я ВА произвела 10 667 боевых самолётовылетов. В 249 воздушных боях было сбито 250 самолётов противника. С 3 по 06 сентября 1944 года 16-я ВА оказывала поддержку 65-й и 48-й армиям при форсировать реки Нарев и захвате плацдармов на её западном берегу. Во второй декаде сентября 1944 года войска 47-й армии проводили операцию по уничтожению варшавского предполья немцев и освобождению предместья Варшавы — Праги. Для поддержки войск 47-й армии авиацией было выполнено около 2 500 боевых самолётовылетов, в том числе 1 100 — ночными и 98 — дневными бомбардировщиками, 600 — штурмовиками и свыше 700 — истребителями.

В сентябре 1944 года, выполняя различные задачи, 16-я ВА произвела 13 034 боевых самолётовылета. В 135 воздушных боях советские лётчики сбили 117 и на земле уничтожили 15 самолётов противника. Бомбоштурмовыми ударами противнику были нанесены большие потери в живой силе и боевой технике. Для отражения атак противника на Ероцком плацдарме на западном берегу реки Нарев, в районе южнее Пултуска, с 4 по 14 октября 1944 года, в условиях ограниченно лётной погоды 16-я ВА произвела 1 100 самолёто-вылетов. Из 300 уничтоженных и подбитых танков противника на долю авиации приходится 85. Кроме того, было уничтожено 70 орудий и много другой техники.

В октябре 1944 года 16-я ВА, имея около 800 боеготовых экипажей, совершила 14 648 боевых самолётовылетов. В 189 воздушных боях было сбито 98 самолётов и 13 самолётов уничтожено на аэродромах. Противнику был нанесён также большой урон в боевой технике и живой силе.
Висло-Одерская операция

К середине ноября 1944 года в армии был 2 421 исправный боевой самолёт, в том числе 330 дневных и 174 ночных бомбардировщика, 710 штурмовиков, 1 116 истребителей, 91 разведчик и корректировщик. Боеготовых экипажей насчитывалось 2 140.

Одновременно с подготовкой к наступлению, воздушная армия частью сил продолжала боевую деятельность: непрерывно вела разведку и борьбу с авиацией противника, действиями «охотников» препятствовала передвижению войск противника по дорогам, а также выполняла другие задания командования фронта. Только в декабре одиночными самолётами и парами по противнику было нанесено 1 100 ударов, в том числе 170 ночью. Всего за период с 01.11.1944 по 13.01.1945 года ВА произвела 3 796 боевых самолётовылетов, из них около половины на воздушную разведку противника. В 13 воздушных боях в декабре было сбито 7 самолётов противника. Армия потерь не имела.

В операции от Вислы до Одера с 14.01 по 03.02.1945 года 16-я ВА, удерживая господство в воздухе, оказывала непосредственную поддержку войскам фронта и прикрывала их от воздействия немецкой авиации. При развитии прорыва и преследовании войск противника штурмовики и истребители воздушной армии, тесно взаимодействуя с подвижными соединениями фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах.

Особое место в боевых действиях нашей авиации наряду с ударами по колоннам заняла бомбардировка мостов и железнодорожных станций с целью прекращения движения противника на важных коммуникациях. Так, с 16 по 20.01.1945 года, в период наибольшего развития авиационного преследования отходившего противника, 16-я воздушная армия разрушила более 10 крупных мостов и переправ и свыше 30 железнодорожных станций. Для ударов по ним бомбардировщиками и штурмовиками было произведено 660 самолётовылетов и сброшено 417 000 бомб. Основной ударной силой армии являлись бомбардировочные соединения. В итоге противник вынужден был оставить огромное количество подвижного состава с ценным имуществом, организованный отход войск противника был сорван, что облегчило их окончательный разгром. С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу, в районе Кюстрина, завершилась Висло-Одерская операция. Она закончилась разгромом немецко-фашистской группы армий «А» и полным освобождением Польши. Советская Армия вышла на подступы к Берлину, до которого оставалось 60 — 70 км.

Всего за период операции от Вислы до Одера с 14.01. по 03.02.1945 года 16-я ВА совершила 11 193 самолётовылета, из них 3 775 — на бомбардировку и штурмовку войск противника, 1 810 — на прикрытие войск фронта, 1 944 — на воздушную разведку, 2 178 — на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков (часть из них с попутной штурмовкой), 1 058 — на «свободную охоту», штурмовку аэродромов и перехват самолётов противника и 428 — на другие задачи. Авиацией было уничтожено и повреждено большое количество вражеской боевой техники и транспорта, выведены из строя тысячи солдат и офицеров. В 111 воздушных боях было сбито 85 фашистских самолётов, на аэродромах уничтожено 18. Боевой счёт авиаполков за время операции возрос на многие десятки и сотни выведенных из строя танков, автомашин, орудий и сбитых самолётов. Боевые потери воздушной армии за операцию происходили главным образом от огня зенитных средств противника.

После завершения Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского фронта в феврале 1945 года продолжали боевые действия по расширению плацдармов в районе Кюстрина, по овладению крепостями Познань и Шнайдемюль, отражали контратаки противника на правом крыле фронта и вели подготовку к Восточно-Померанской операции. 16-я ВА содействовала войскам фронта в выполнении этих задач и вела ожесточённую борьбу с авиацией противника за господство в воздухе.

Наиболее тяжёлая воздушная обстановка сложилась в первую декаду февраля, когда авиация противника в отдельные дни совершала по 2 000 — 3 000 самолётовылетов, атакуя советские войска на плацдармах и переправы в районе Кюстрина. Всего за десять дней февраля в полосе фронта было зафиксировано 13 950 пролётов немецких самолётов.

16-я ВА, не располагая пригодными аэродромами вблизи Одера, смогла произвести всего 1 530 самолётовылетов. Инициативу в воздухе над полем боя в этот период иногда перехватывала немецкая авиация. За вторую декаду февраля со стороны противника было отмечено 3 140 самолёто-пролётов. 16-я ВА за этот период смогла резко увеличить свою активность и совершила 7 272 самолётовылета. В проведённых за февраль 285 воздушных боях наши истребители сбили на подступах к Одеру 229 вражеских самолётов.
Разгромленная авиационными и артиллерийскими ударами цитадель Познань. 1945 год.

Во второй и третьей декадах февраля по мере перебазирования советских истребителей на передовые аэродромы воздушная обстановка изменилась. В ходе воздушных боёв временно утраченное нашей авиацией господство в воздухе было восстановлено. В период с 4 по 26 февраля 1945 года 16-я ВА, кроме поддержки войск фронта на Одере и борьбы за господство в воздухе, содействовала войскам в уничтожении гарнизона в познаньской крепости и в районах Шнайдемюля и Штаргарда. 23.02.1945 войска 1-го Белорусского фронта овладели городом и крепостью Познань. Содействуя соединениям 8-й гвардейской армии в овладении крепостью Познань, авиасоединения 16-й ВА произвели 1 834 самолёто-вылета, из них 372 — бомбардировщиками Пе-2, 217 — штурмовиками Ил-2 и 1 245 — ночными бомбардировщиками По-2 (в том числе 633 днём). При этом было сброшено 55 8000 авиабомб.

Всего с 4 по 26 февраля 1945 года воздушная армия произвела 9 624 боевых самолётовылета, из них на бомбардировку и штурмовку противника — 4 360. Началу наступления войск на Кюстрин предшествовала длительная авиационная обработка его объектов. Получив задачу разрушать опорный пункт и крепость Кюстрин, генерал С. И. Руденко выделил для этой цели 3-й бак, 221-ю бад, 242-ю нбад и 9-й шак и дал указания о способах действий.

Авиация содействовала войскам в овладении Кюстрином, прежде всего путём систематического разрушения всех сооружений, используемых немцами для обороны, а в период решительного штурма города уничтожала пехоту в траншеях и артминомётные средства противника. Непрерывные удары авиации днём и ночью нанесли противнику огромный ущерб в живой силе и технике, изнурили и деморализовали его войска и ускорили разгром гарнизона. 12.03.1945 город Кюстрин был освобождён. Но продолжались бои за взятие Кюстринской крепости. Всего по опорному пункту и крепости Кюстрин воздушная армия произвела 3 150 самолёто-вылетов, из них дневные бомбардировщики выполнили 389, ночные — 2 196 и штурмовики — 575 вылетов. При этом было сброшено 876 т авиабомб. Ударами авиации было уничтожено значительное количество артминомётных батарей, складов боеприпасов и живой силы противника. Крепость почти полностью была разрушена и сожжена, сопротивление гарнизона сломлено. Войска 8-й гвардейской армии овладели ею 29.03.1945.

В марте 1945 года на Кюстринском направлении лётчики провели 303 воздушных боя и уничтожили 213 самолёта противника, удержав за собой господство в воздухе.

Ликвидация Восточно-Померанской группировки противника Ставкой была возложена на войска 2-го Белорусского фронта и правого крыла 1-го Белорусского фронта. Наступление планировалось начать силами 1-го Белорусского фронта 01.03.1945. Главный удар намечалось нанести войсками 3-й ударной и 61-й армий, 1-й и 2-й гвардейских танковых армий из района Арнсвальде на Кольберг и Каммин. 16-я ВА получила задачу перед наступлением подавить авиацию противника на ближайших аэродромах и разрушить опорные пункты на направлении главного удара. Затем сопровождением и прикрытием войск фронта, особенно танковых армий, содействовать разгрому восточно-померанской группировки.

В ночи на 27 февраля и на 1 марта 1945 года ночные бомбардировщики разрушали опорные пункты Клайн Зильбер и Рафенштайн, Фалькенвальде и Гюнтерсберг, сделав по ним 247 вылетов. Днём 27 и 28 февраля 1945 года штурмовики в сопровождении истребителей небольшими группами нанесли бомбоштурмовые удары по шести опорным пунктам, выполнив в сложных метеоусловиях 524 вылета. 28.02.1945 года 34-й бап и 96-й гв. бап группами по 7 — 9 самолётов Пе-2 (всего 47 самолётов) под прикрытием истребителей бомбардировали опорные пункты Клайн Зильбер и Рафенштайн, сбросив 38,5 т авиабомб. Всего по шести опорным пунктам воздушная армия произвела 851 самолёто-вылет, в том числе бомбардировщиками и штурмовиками — 561, которые сбросили более 200 т бомб. Все опорные пункты были разрушены, и войска фронта, перейдя в наступление, значительного сопротивления со стороны противника не встретили. Попутно авиаторы взорвали 6 складов с боеприпасами и горючим, уничтожили и повредили 128 орудий, 85 автомашин и много другой техники.

Накануне наступления генерал С. И. Руденко решил силами 60 штурмовиков и 90 истребителей нанести одновременный удар по аэродромам Финовфурт, Альтдамм и Штеттин, на которых, по данным воздушной разведки, базировалось до 200 самолётов. В результате удара 28.02.1945 противник, потеряв на аэродромах 43 самолёта и боясь повторных ударов, покинул эти аэродромы и отвёл уцелевшие самолёты в тыл.

1 марта 1945 года ВА в течение дня содействовала войскам в прорыве обороны противника. Группы бомбардировщиков 3-го бак, под прикрытием 1-й гв. иад, а также штурмовики 6-го шак и 9-го шак и 11-й гв. шад, под прикрытием 6-го иак и 13-го иак, уничтожали танки, артиллерию, автотранспорт и живую силу противника в районах Клайн Зильбер, Якобсдорф, Торнов, Темник, Бутов. После подавления противника в основных опорных пунктах удары авиации переносились в глубину его обороны. Истребители 3-го иак, 6-го ИАК и 13-го ИАК прикрывали боевые порядки войск, вели воздушную разведку и «свободную охоту». 16-й орап и 72-й орапразвернули разведывательную деятельность на штеттинском и берлинском направлениях. Всего за первый день наступления армия произвела 945 самолёто-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку противника — 486. При этом было выведено из строя значительное количество боевой техники и живой силы противника. Авиация противника пыталась бомбить наши переправы через Одер и войска в районе Арнсвальде. Всего было зафиксировано 149 самолёто-пролётов.

02.03.1945, в сложных метеоусловиях (сплошная облачность высотой 100—300 м, снегопады), воздушная армия смогла произвести только 257 самолётовылетов, главным образом на прикрытие войск, штурмовку противника и воздушную разведку. В пяти воздушных боях сбито три самолёта противника. 03.03.1945 за день было выполнено 1 546 самолётовылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск противника — 614.

9-я гв. нбад и 242-я нбад в ночь на 04.03.1945 года уничтожали войска противника в районе Штаргарда и по дороге на Массов и Альтдамм. Днём 9-й шак под прикрытием 13-го иак продолжал штурмовку войск противника в тех же районах. Содействуя войскам в овладении опорным пунктом Штаргард, авиасоединения за 7 суток выполнили 2 526 самолётовылетов и сбросили свыше 3 000 бомб калибром от 50 до 500 кг.

05.03.1945 воздушная армия в связи с отходом противника к Альтдамму и Одеру получила задачу уничтожать вражеские переправы и войска на подходах к ним. Выполняя её, 9-я Гв. НБАД бомбардировала Альтдамм. Группы самолётов 9-го шак и 6-го шак, 11-й гв. шад в течение дня разрушали переправы через Ост-Одер западнее Альтдамма. Они приостановили отход войск противника, а затем бомбоштурмовыми ударами уничтожали их в районах скоплений.

За 4 и 5 марта 1945 года воздушная армия выполнила 1 775 самолётовылетов, в основном для содействия наступавшим войскам на Штеттинском направлении. В 20 воздушных боях было сбито 25 немецких самолётов. Наши потери составили 7 самолётов. До 20.03.1945 года войска фронта вели напряжённые бои в районе Альтдамма, где гитлеровцы создали сильные предмостные укрепления, сосредоточив до шести дивизий. 16-я ВА, поддерживая войска фронта в разгроме альтдаммской группировки, ежедневно производила сотни самолётовылетов для разрушения опорных пунктов и переправ, уничтожения огневых средств и живой силы противника.

Боевые действия 16-й ВА ускорили разгром группировки противника в Восточной Померании. Армия с 01 по 20.03.1945 года произвела 13 480 самолётовылетов, из них 6 552 — на бомбардировку и штурмовку войск противника, 1 397 — на воздушную разведку и 879 — на «охоту» и перехват самолётов противника. В 228 воздушных боях противник потерял 251 самолёт. Всего в марте лётчики воздушной армии выполнили 25 64 самолётовылета, провели 531 воздушный бой и уничтожили 464 самолёта.

К началу операции 16-я ВА имела 28 авиадивизий и 7 отдельных авиаполков. В армии насчитывалось 3 033 исправных боевых самолёта, в том числе 533 дневных и 151 ночной бомбардировщик, 687 штурмовиков, 1 548 истребителей, 114 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей в армии было 2 738. Ни одно оперативное объединение ВВС за всю войну не имело столь большого боевого состава, как 16-я ВА к началу Берлинской операции.

Кроме 16-й ВА к участию в Берлинской операции привлекались справа 4-я ВА 2-го Белорусского фронта и слева 2-я ВА 1-го Украинского фронта, а также 800 самолётов 18-й ВА авиации дальнего действия и около 300 самолётов ВВС Войска Польского. Вся эта группировка состояла из 7 500 боевых самолётов. Их действия координировал командующий ВВС СССР Главный маршал авиации А. А. Новиков.

Авиация противника на Берлинском направлении против трёх наших фронтов имела 3 300 боевых самолётов, входивших в состав 6-го германского воздушного флота, а также воздушного флота «Райх», объединявшего все силы ПВО Германии. В полосе 1-го Белорусского фронта, по данным воздушной разведки, ожидалось до 1 700 самолётов, из них 1 200 истребителей и 300 бомбардировщиков.

Готовясь к Берлинской операции, 16-я ВА одновременно продолжала прикрывать сосредоточение войск, вести борьбу с авиацией противника, наносить удары по войскам и объектам обороны противника, а также выполнять задачи воздушной разведки. Основная борьба на земле и в воздухе в этот период продолжалась за Кюстринский плацдарм, который гитлеровцы пытались во что бы то ни стало ликвидировать. Части воздушной армии прилагали усилия к тому, чтобы оказать поддержку войскам на плацдарме. За период с 01 по 13.04.1945 года в этих целях, несмотря на частые туманы, было выполнено 1 800 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 18 самолётов противника. Накануне начала наступления 14 и 15.04.1945 года части 16-й ВА, поддерживая войска, производящие разведку боем, наносили удары по огневым средствам и пехоте главной полосы обороны противника, вели борьбу с его авиацией и выполняли многочисленные задачи разведки по проверке и уточнению имеющихся данных. За два дня армия произвела 1 152 самолёто-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку вражеских войск — 170, на воздушную разведку — 250 самолёто-вылетов. Лётчики армии провели 48 воздушных боёв и уничтожили при этом 38 самолётов противника.

Общевойсковые армии ударной группировки фронта перешли в наступление 16.04.1945 года в 5 часов утра по московскому времени, после авиационной и артиллерийской подготовки. Во время артподготовки 109 самолётов 9-й гв. нбад и 242-й нбад нанесли удары по вражеским штабам и узлам связи на главном направлении. Всего за первый день операции 16-я ВА произвела 5 342 боевых самолётовылета, из них 2 521 — на бомбардировку и штурмовку войск, 2 610 — на прикрытие войск, авиации и борьбу с авиацией противника и 211 — на воздушную разведку. Это было наибольшее количество вылетов армии в сутки за всю войну. Около 80 % всех самолётовылетов было выполнено для поддержки главной группировки войск фронта. На врага было сброшено 1 500 бомб.

С утра 17 апреля 1945 года воздушная армия из-за туманов и низкой сплошной облачности, ограничивших видимость до 500 м, смогла поддерживать наступавшие войска лишь небольшими группами самолётов. Запланированные сосредоточенные удары по обороне противника на Зееловских высотах не состоялись. Во второй половине дня погода в центре несколько улучшилась, а южнее по-прежнему оставалась крайне неблагоприятной. За 17.04.1945 года части 16-й ВА, в связи с плохой погодой, произвели только 885 самолётовылетов, из них 228 — на бомбардировку и штурмовку войск противника. Со стороны противника было отмечено 273 самолёто-пролёта. За 18.04.1945 года армия в условиях неустойчивой погоды произвела 4 032 самолёто-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку вражеских войск и объектов — 1 560. Штурмовые авиадивизии уничтожили 40 танков и самоходных орудий, 109 орудий полевой и зенитной артиллерии, 418 автомашин, взорвали 7 складов с боеприпасами, подавили огонь 78 батарей. Помимо того, противнику были нанесены большие потери в живой силе. В воздушных боях штурмовики уничтожили 8 самолётов FW-190. От огня истребителей и зенитных средств противника штурмовики за день потеряли 9 экипажей. 11 самолётов Ил-2 было подбито, но большинство их экипажей вскоре возвратились в части. Лётчики армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. За 19.04.1945 года авиасоединения 16-й ВА произвели 4 398 самолётовылетов, из них 1 968 — на бомбардировку и штурмовку войск и военных объектов противника и 236 на разведку.

20.04.1945 войска 1-го Белорусского фронта, развивая наступление на центральном направлении, с ходу прорвали внешний оборонительный обвод Берлина и завязали бои на его северо-восточных окраинах. Дальнобойная артиллерия фронта дала первые залпы по фашистской столице. Начался исторический штурм города. До рассвета лёгкие ночные бомбардировщики разрушали опорные пункты противника Грюнталь, Темпельфельде, Хайнерсдорф, Хоппегартен и Фюрстенвальде, вели разведку и разбрасывали листовки, выполнив 538 вылетов. С утра начали боевые действия наиболее подготовленные экипажи 6-го бак. Четыре девятки Ту-2 нанесли мощный удар по артиллерийским позициям западнее Штеттина, то есть в полосе 2-го Белорусского фронта, который в этот день также перешёл в наступление. Во второй половине дня бомбардировщики корпуса, содействуя войскам левого крыла, разрушали опорные пункты Фюрстенвальде и Калькбергер. За день они произвели 152 вылета, а сопровождавшие их истребители 1-го гв. иак — 150. 188-я бад и 221-я бад, поддерживая войска 69-й армии, действовали по артминомётным батареям и пехоте противника в районе Треплин, Дидерсдорф и в пунктах Розенгартен, Биген. Всего вылетало 96 бомбардировщиков и 85 истребителей 286-й иад для их прикрытия.

В период с 16 до 20 часов дивизии 3-го бак нанесли удары по вражеским опорным пунктам Нейенхаген, Блумберг, Альтландсберг, Беесков, Демнитц и северо-западной окраине Франкфурта-на-Одере. Бомбардировщики действовали группами по 6 — 9 самолётов с горизонтального полёта на высотах 1 200—2 200 м. Они произвели 179 вылетов, а истребители прикрытия 1-й гв. иад — 127. Вылеты бомбардировщиков в этот день происходили при неблагоприятной погоде. Для некоторых молодых экипажей эти условия оказались непосильными, и они возвращались, не сумев пробиться к цели. Остальные экипажи, проявив высокое лётное мастерство и настойчивость, всё же точно выходили на объекты и метко поражали их.

Штурмовики 6-го шак продолжали взаимодействовать со 2-й гвардейской танковой и 5-й ударной армиями и обеспечивали их наступление. Они небольшими группами штурмовали войска противника и их огневые средства и нарушали движение на железных дорогах в районе Штраусберг, Вернойхен, Блумберг, Альтландсберг, Бетцов. Штурмовики корпуса за день произвели 376 вылетов, а истребители 6-го иак — около 350. 9-й шак в интересах 8-й гвардейской и 1-й гвардейской танковой армий в течение дня уничтожал живую силу врага и его технику, препятствовал переброскам в районах Херцфельде, Фюрстенвальде и Бигена, а также нанёс удар по аэродрому Калькбергер, где было выведено из строя 7 немецких самолётов. Лётчики корпуса выполнили 169 вылетов, сопровождавшие их истребители 13-го иак — 97. Экипажи 2-й гв. шад и 11-й гв. шад группами по 4 — 9 самолётов наносили удары по скоплениям войск и железнодорожным перегонам в районах Грюнталь, Бернау, Альтландсберг и Аренсдорф, Треплин, выполнив 298 вылетов. Истребители 6-го ИАК и 282-й иад, прикрывавшие штурмовиков, произвели около 260 вылетов. Всего штурмовики армии за день уничтожили 11 танков, 50 артиллерийских орудий, 319 автомашин, 102 вагона и 2 паровоза. Кроме того, в воздушных боях они сбили 5 FW-190. Истребители армии за день, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, провели 122 воздушных боя и уничтожили 90 немецких самолётов. 16-я ВА в течение 20.04.1945 года произвела 4 054 самолётовылета, из них 1 828 — на бомбардировку и штурмовку противника.

В ночь на 21.04.1945 года ночные бомбардировщики 16-й ВА бомбардировали опорные пункты противника северо-восточнее Берлина и его пригороды Бух, Панков и Кеннигсдорф, а также уничтожали скопления вражеских войск у Фюрстенвальде. За ночь ночники произвели 174 самолёто-вылета. В течение дня из-за плохой видимости авиация действовала только парами и одиночными самолётами. Бомбардировщики армии вообще вылететь не могли. 21.04.1945 года 16-я ВА произвела только 539 самолётовылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и объектов — 219. В воздухе произошло 13 воздушных боёв, в ходе которых было сбито 11 самолётов противника. Своих потерь не было. Лётчики 16-й воздушной армии за период с 16 по 21.04.1945 года произвели 19 250 боевых самолёто-вылетов. Из них 75 % приходится на непосредственную поддержку войск. В воздухе разыгралось 628 воздушных боёв, в которых противник потерял 575 самолётов. Господство в воздухе прочно удерживалось советской авиацией, что создавало выгодную обстановку для войск. Противник был лишён возможности эффективно воздействовать с воздуха на боевые порядки войск и тылы. Удары советских ВВС повышали общую степень огневого воздействия на противника. Этот результат был достигнут немалой ценой. Воздушная армия за эти дни потеряла несколько десятков самолётов. Однако многие экипажи возвращались в части.

В связи с необходимостью быстрейшего завершения окружения немецких войск западнее Франкфурта-на-Одере перед 16-й ВА была поставлена задача — усилить поддержку армий левого крыла 1-го Белорусского фронта, сохраняя вместе с тем главные силы на берлинском направлении. 22.04.1945 года 16-я ВА произвела 3 864 самолётовылета, из них на бомбардировку и штурмовку войск и объектов противника — 2 115. Две трети всех сил авиации поддерживали войска, наступавшие в Берлине и его пригородах и уничтожавшие Франкфуртско-Губенскую группировку противника. 23.04.1945 года соединения и части 16-й ВА произвели 1 586 самолётовылетов, из них на штурмовку и бомбардировку войск противника — 761. Истребительные соединения за день провели 40 воздушных боёв и уничтожили 25 самолётов. 24.04.1945 года войска 1-го Белорусского фронта продолжали громить немецкие войска на подступах к центру Берлина. Авиация противника пыталась противодействовать наступлению войск фронта, используя часть аэродромов, уцелевших севернее Берлина. Посты ПВО за день отметили 343 пролёта его самолётов. Несмотря на плохую погоду, соединения 16-й ВА выполнили 2 345 самолётовылетов, в том числе на штурмовку и бомбардировку войск противника — 1 081. В 54 воздушных боях были уничтожены 36 немецких самолётов. Армия потеряла 3 самолёта.

25.04.1945 года соединения 16-й ВА проводили воздушную операцию «Салют». Цель операции заключалась в том, чтобы облегчить действия сухопутных войск по уничтожению вражеской группировки в Берлине. Предусматривалось мощными ударами с воздуха разрушить основные опорные пункты обороны, воздействовать на войска и парализовать управление. План был разработан командованием и штабом воздушной армии. Первый удар по противнику был нанесён в ночь на 25.04.1945 года 112 тяжёлых бомбардировщиков 18-й ВА сбросили на центр Берлина 90 т бомб. Одновременно с ними военные объекты города бомбили ночные бомбардировщики 16-й ВА, которые произвели 416 вылетов. Днём немецкую столицу бомбардировали дважды. Первый налёт был произведён в период с 13 до 14 час., в нём участвовало 413 бомбардировщиков и 483 истребителя. Второй налёт выполнялся спустя пять с половиной часов силами 267 бомбардировщиков и 323 истребителей. В операции участвовали бомбардировщики 3-го бак и 6-го бак, они бомбардировали центральную часть Берлина и выполнили соответственно 293 и 158 самолёто-вылетов. 188-я бад и 221-я бад наносили удар по юго-западным районам города и произвели 85 и 144 вылета. Бомбардировщики следовали к цели полковыми группами с небольшим временным интервалом в колоннах девяток или звеньев. Бомбометание велось с горизонтального полёта с высот от 800 до 2 000 м. Всего было сброшено около 600 000 бомб.

1-й гв. иак обеспечивал 6-й бак и произвёл 181 самолётовылет. 1-я гв. иад и 282-я иад прикрывали 3-й бак и выполнили 196 и 95 самолёто-вылетов. 286-я иад сопровождала 188-ю бад и 221-ю бад, сделав 192 вылета. Помимо непосредственного сопровождения бомбардировщиков было организовано окаймление истребителями района боевых действий. Лётчики 240-й иад, выполняя эту задачу, произвели 142 вылета.

Удары советской авиации по центру Берлина оказались эффективными. В городе произошли десятки сильных взрывов складов с боеприпасами и горючим. Были разрушены многие военные объекты и правительственные здания. Противник понёс большие потери. Боеспособность вражеских войск была значительно подорвана. Успешное выполнение воздушной операции «Салют» было достигнуто в результате сосредоточения усилий авиации на решении одной важнейшей задачи. Благодаря тщательной организации и умелому руководству боевыми действиями авиасоединений, чёткому и мужественному выполнению боевых заданий лётным составом и его командирами, операция была завершена, по существу, без потерь и с высокими результатами.

Помимо проведения воздушной операции в этот день 16-я ВА продолжала во взаимодействии с сухопутными войсками 1-го Белорусского фронта уничтожать скопления вражеских войск, окружённых юго-восточнее Берлина в районе Вендиш — Буххольц. За сутки армия потеряла 14 самолётов.

26.04.1945 года, с началом штурма центральных районов Берлина, части воздушной армии перешли к действиям мелкими группами. Дым от пожаров, разрывов бомб и снарядов поднимался на высоту до 2 000 м и ухудшил видимость над городом. На боевые задания стали высылаться только лучшие подразделения и даже отдельные экипажи пикировщиков. Обстановка в воздухе осложнилась также и вследствие крайне неблагоприятных метеоусловий — низкая облачность местами доходила до земли. Всего в этот день 16-я ВА произвела 1 244 самолётовылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку немецких войск и военных объектов — 453.

Всего части 16-й ВА 27.04.1945 года произвели 809, а 28.04.1945 года — лишь 93 самолётовылета. Из них на бомбардировку и штурмовку вражеских войск было выполнено 160 вылетов. Всего за 29.04.1945 года части 16-й ВА произвели 1 603 самолёто-вылета, из них 506 — на бомбардировку и штурмовку войск противника и военных объектов. Истребители армии провели 67 воздушных боёв и уничтожили 46 самолётов, потеряв при этом два своих.

30.04.1945 ожесточённые бои в Берлине продолжались с прежней силой. Войска 1-го Белорусского фронта занимали квартал за кварталом. В 14 час. 25 мин. советские воины водрузили над поверженным рейхстагом Знамя Победы. Битва за Берлин подходила к концу. К исходу дня остатки Франкфуртско-Губенской группировки противника сложили оружие. Активность авиации противника резко снизилась. Немецкие лётчики лишь вели разведку и робко пытались прикрыть с воздуха окружённую в Берлине группировку. За день воздушная армия произвела 1 358 самолёто-вылетов, из них 464 — на бомбардировку и штурмовку войск противника и его военных объектов и 149 — на воздушную разведку.

Утром 02.05.1945 года командующий обороной Берлина сдался советским войскам и по требованию командования 1-го Белорусского фронта подписал приказ Берлинскому гарнизону о капитуляции. Началась массовая сдача в плен солдат и офицеров. Советские войска полностью овладели Берлином. Немецкая авиация в эти дни лишь изредка появлялась над городом.

Авиация в Берлинской операции сыграла весьма большую роль в разгроме немецко-фашистских войск. За период с 14.04 по 05.05.1945 года 16-я ВА выполнила 37 565 боевых самолётовылетов, а поддерживавшие её бомбардировщики 18-й и 4-й воздушных армий — 3 479 вылетов. Из этого числа 19 669 самолётовылетов было произведено на бомбардировку и штурмовку войск и военных объектов противника, 7 944 — на прикрытие войск и объектов тыла и 2 957 — на воздушную разведку. Таким образом, большинство вылетов авиации было произведено в целях поддержки войск в операции. На сопровождение своих бомбардировщиков и штурмовиков армия произвела 9 502 самолётовылета, на разбрасывание листовок — 33 вылета. Дневные бомбардировщики в операции произвели 4 164 вылета, ночные — 4 317; штурмовики — 8 603 и истребители — 20 481 вылет. С наибольшим напряжением пришлось поработать ночным бомбардировщикам По-2, которые в среднем за операцию выполнили по 27 боевых вылетов.

В ходе Берлинской операции лётчики армии, ведя борьбу с немецкой авиацией, провели 898 воздушных боёв и сбили при этом 760 самолётов противника; на аэродромах было уничтожено 46 самолётов.

После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии. 2 июня 1945 года 16-я ВА входит в состав Группы советских войск в Германии. Штаб армии располагается в городе Вольтерсдорф. 10 января 1949 года — 16-я ВА переименована в 24-ю ВА со штабом в городе Вердере, 4 апреля 1957 года штаб армии передислоцирован в город Вюнсдорф, где дислоцировался вплоть до вывода армии из Германии в 1993 году. 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР 24-я ВА награждена орденом Красного Знамени. 4 апреля 1968 года 24-я ВА переименована в 16-ю ВА. 1 июня 1980 года 16-я ВА переименована в ВВС ГСВГ, 1 мая 1988 года ВВС ГСВГ переименованы в 16-ю ВА[3]. Войсковая часть полевая почта 13665, позывной — Океан. Штаб — Вюнсдорф.

16-я воздушная армия была выведена с территории Германии в 1993 году. Почти полвека 16-я воздушная армия входила в состав Группы советских войск в Германии, а впоследствии — Западной группы войск, размещённой на территории ГДР. Находясь на передовых рубежах, в непосредственной близости к реальному противнику, она являлась самым крупным воздушным объединением Вооружённых Сил СССР, оснащённым ядерным оружием и имевшим на вооружении самую современную авиационную технику.

16-я ВА была не только воздушным форпостом, но и уникальной кузницей кадров высшего руководства ВВС. Командующий объединением Е. И. Шапошников стал министром обороны СССР, а затем главнокомандующим ОВС СНГ. Из рядов армии вышли видные военачальники ВВС и ПВО главные маршалы авиации К. А. Вершинин, П. С. Кутахов, маршалы авиации С. И. Руденко, Е. Я. Савицкий, Ф. А. Агальцов, Е. Ф. Логинов, Г. В. Зимин, И. И. Пстыго, П. С. Кирсанов, Н. М. Скоморохов, И. Н. Кожедуб, Г. П. Скориков.

В 16-й ВА проходил службу генерал-майор авиации В. И. Сталин.

Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабам перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я воздушная Краснознамённая армия вернулась на территорию России. Некоторые части, входящие в состав армии, были выведены на территорию СНГ и впоследствии расформированы.

С 1 ноября 1993 года управление армии дислоцировалось в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й воздушной армии, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством лётчиков пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» из 237-го центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба восторгаются во всем мире по сей день.

Части армии в 2013 году дислоцировались в гарнизонах: Кубинка, Воронеж, Бутурлиновка, Шаталово, Курск, Андреаполь, Калуга, Вязьма, Тула.

2012-й год стал юбилейным в истории 16-й Краснознамённой воздушной армии. По случаю 70-летия, ограниченным тиражом, выпущены медаль и памятные знаки.
Реформирование

В 1998 году, при слиянии ВВС и Войск ПВО, управление 16-й ВА было расформировано. В соответствии с планом реформирования Вооружённых сил РФ был сформирован 16-й смешанный авиационный корпус, в состав которого вошли соединение и части, ранее входившие в состав 16-й воздушной армии.

В феврале 2002 года 16-й смешанный авиационный корпус после переформирования снова стал 16-й воздушной Краснознамённой армией. 1 февраля 2002 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник авиации B.C. Михайлов вручил овеянное славой боевое знамя 16-й воздушной армии командующему армией генерал-лейтенанту В. А. Ретунскому.

В 2009 году приказом Министра обороны РФ Сердюкова 16-я воздушная армия была расформирована. Прекратили своё существование 45-й овп, 440-й овп, 490-й овп, 28-й иап, 14-й иап, 47-й ограп, 105-я сад, 455-й бап, 899-й шап, 226-й осап.

11 августа 2009 года военнослужащие и ветераны 16-й воздушной армии попрощались с боевым знаменем объединения. На подмосковном аэродроме Кубинка состоялся митинг, посвящённый этому событию и показательные полёты пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Так завершился путь прославленной армии, стоявшей на страже неба родины в течение 67 лет.